Формула 1 (оригинальное название FIA Formula One World Championship) - это чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами. Формула 1 — является самым популярным, дорогим и высокотехнологичным видом автогонок на планете, а среди всех видов мирового спорта по своей аудитории уступает лишь футболу.
Чемпионат мира в классе Формулы 1 проводится каждый год и состоит из отдельных Гран При (гоночных уик-эндов). В конце года определяется победитель чемпионата, причем в Формуле 1 соревнуются как отдельные пилоты (личный зачет за титул чемпиона мира), так и команды (кубок конструкторов).
Команды, участвующие в гонках Формулы 1, используют на Гран При специальные гоночные автомобили собственного производства под общепринятым названием болиды. В связи с этим, задачей гоночной команды является не только нанять быстрого и опытного пилота, а также обеспечить грамотную настройку, обслуживание и надежность болида, но и "с нуля" спроектировать, сконструировать болид (или же нанять для этого специальную компанию).
Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в Формуле 1 постоянно рождаются оригинальные технические решения, что ведёт к прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей. Вместе с тем, со временем роль Формулы 1 как двигателя прогресса автомобильной промышленности постепенно снижается: с одной стороны из-за того, что немногие технические решения можно перенести без серьёзных изменений на серийную машину, и с другой стороны — из-за общего стремления организаторов серии снизить расходы команд.
Самым известным примером серийной технологии, впервые представленной в чемпионате мира Формулы 1, можно считать антипробуксовочную систему (АПС). Впервые система была представлена командой Ferrari в 1990 году. Затем, уже после запрета АПС в сезоне 1994 года, технология постепенно стала внедряться автопроизводителями на серийных автомобилях. Антипробуксовочная система же в Формуле 1 на некоторое время ещё появлялась, но вскоре была вновь отменена под предлогом того, что столь сложная электронная «начинка» болида нивелирует многие ошибки пилота.
Болиды участников чемпионата мира должны соответствовать техническому регламенту Формулы 1 и пройти краш-тест на безопасность. Регламент и вся гоночная серия находится под управлением Международной федерации автоспорта (FIA).
Спортивный регламент Формулы 1 - это свод правил, описывающих порядок проведения Гран При Формулы 1, права и обязанности команд и пилотов.
Спортивный регламент Формулы 1 - это свод правил, описывающих порядок проведения Гран При Формулы 1, права и обязанности команд и пилотов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПОРТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФОРМУЛЫ 1
- Гран При длится в течение трех дней: с пятницы по воскресенье (исключение составляет Гран При Монако, которое продолжается с четверга по воскресенье). Гран При состоит из свободных заездов, квалификации и гонки;
- В квалификации и гонке от каждой команды принимают участие 2 пилота. В случае болезни или иных причин третий пилот может заменить на квалификации и гонке одного из основных пилотов команды. В течение сезона за одну команду могут выступать, набирая для себя и для неё очки, до 4 пилотов;
- Чтобы участвовать в Гран При, пилот обязан получить суперлицензию Международной автомобильной федерации.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕРОВ
Каждый автомобиль, принимающий участие в гонке, имеет свой гоночный номер. Номера распределяются следующим образом:
- Номер 1 получает только автомобиль действующего чемпиона мира;
- Номер 2 получает напарник действующего чемпиона мира;
- Далее номера распределяются в порядке мест, занятых командами в Кубке конструкторов прошлого года, за исключением номера 13, который пропускается при распределении (команда сама распределяет номера между своими пилотами);
- В случае, если действующий чемпион мира не выступает в чемпионате мира, то команда, занявшая первое место в Кубке конструкторов прошлого года, получает номера 0 и 2.
СВОБОДНЫЕ ЗАЕЗДЫ
- Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий: в пятницу (Гран При Монако - четверг) с 10:00 до 11:30 (первая сессия) и с 14:00 до 15:30 (вторая сессия), в субботу с 11:00 до 12:00 (третья сессия) местного времени. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид;
- На свободных заездах команды имеют право использовать 2 болида. Разрешается замена пилотов;
- Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (или как минимум попытаться проехать 1 круг) в третьей сессии свободных заездов или квалификации.
КВАЛИФИКАЦИЯ
За многолетнюю историю Формулы 1 формат квалификации изменялся несколько раз. Ниже представлен действующий регламент квалификации на 2011 год при условии, что в чемпионате будут принимать участие 12 команд.
- Квалификация проводится в субботу, с 14:00 до 15:00 по местному времени;
- Квалификация состоит из трёх сессий. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем:
- В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают произвольное число кругов с 14:00 до 14:20. Для каждого пилота выбирается лучшее время прохождения круга, и последние 7 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию;
- Во второй сессии принимают участие оставшиеся 17 пилотов, снова проезжающих круги в произвольном режиме с 14:27 до 14:42. Опять выбывают 7 пилотов, показавших худшее время по итогам данной сессии;
- В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших лучшие времена прохождения круга во второй сессии с 14:50 до 15:00. Они соревнуются между собой на тех же условиях, что и ранее;
- Во всех трёх сессиях пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. После окончания квалификации все автомобили дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке;
- В квалификации запрещается мешать другим пилотам проходить квалификацию.
СТАРТОВАЯ РЕШЕТКА
- Стартовая решетка состоит из стартовых позиций, образующих линии по 2 в каждой. Расстояние между стартовыми позициями 8 метров;
- Стартовая решетка составляется следующим образом:
- Позиции с 18 по 24 занимают пилоты, занявшие соответствующие позиции в первой сессии квалификации;
- Позиции с 11 по 17 занимают пилоты, занявшие соответствующие позиции во второй сессии квалификации;
- Позиции с 1 по 10 занимают пилоты, занявшие соответствующие позиции в третьей сессии квалификации;
- Если два или более пилотов покажут одинаковое время в любой сессии квалификации, то высшую позицию займет пилот, показавший это время раньше;
- Если более чем один пилот не покажет времени в любой сессии квалификации, то позиции будут распределены следующим образом:
- Высшую позицию получат пилоты, которые начали быстрый круг, но не закончили его;
- За ними будут располагаться пилоты, вышедшие на прогревочный круг, но не закончившие его;
- Последними будут пилоты, не начавшие прогревочный круг;
- Если под одну из вышеперечисленных категорий попадают более одного пилота, то места распределяются в порядке их номеров;
- Штрафы накладываются непосредственно перед гонкой в порядке, в котором команды информировали технического делегата о факте нарушения.
ГОНКА
Гонка проводится в воскресенье, с 14:00. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Дистанция гонки не может быть меньше, чем 305 км (исключение - Гран При Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним. В случае остановки гонки время остановки будет добавлено к лимиту в 2 часа.
В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для смены резины, замены поврежденных частей (если это разрешено) и изменения настроек переднего антикрыла. Однако, дозаправка по ходу гонки запрещена. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки.
Часто более выгодная стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 4 пит-стопов в зависимости от трассы, машины и выбранной стратегии. В течение гонки каждый пилот должен пройти хотя бы 1 круг на всех двух типах сухой резины (исключением является дождевая гонка). Заезжая на пит-лэйн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (а во время свободных заездов и во время Гран При Монако - до 60 км/ч). Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лэйн короче пути по трассе.
В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для смены резины, замены поврежденных частей (если это разрешено) и изменения настроек переднего антикрыла. Однако, дозаправка по ходу гонки запрещена. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки.
Часто более выгодная стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 4 пит-стопов в зависимости от трассы, машины и выбранной стратегии. В течение гонки каждый пилот должен пройти хотя бы 1 круг на всех двух типах сухой резины (исключением является дождевая гонка). Заезжая на пит-лэйн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (а во время свободных заездов и во время Гран При Монако - до 60 км/ч). Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лэйн короче пути по трассе.
Данная страница находится на стадии разработки. Приносим свои извинения.
Администрация